Об аттестации экспертов в области оценки пожарного риска

Проект постановления Правительства ««Об аттестации экспертов в области ‎оценки пожарного риска» получил положительное заключение ОРВ.
Публикуем проект.

Правила аттестации экспертов в области оценки пожарного риска

I. Общие положения

1. Настоящие Правила устанавливают порядок аттестации экспертов в области оценки пожарного риска (далее — аттестация экспертов).

2. Аттестация экспертов осуществляется территориальными органами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий — органами, специально уполномоченными решать задачи в области гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации (далее-территориальный орган МЧС России).

Аттестация экспертов проводится в отношении физических лиц для подтверждения наличия специальных знаний и опыта работы в области пожарной безопасности, необходимых для проведения независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности).

II. Порядок аттестации экспертов

3. Физическое лицо, претендующее на получение аттестации эксперта (далее — заявитель), подает в территориальный орган МЧС России следующие документы:

а) заявление об аттестации по форме, установленной Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее – МЧС России), в котором указываются:

фамилия, имя и отчество (если имеется) заявителя;

адрес места жительства заявителя;

данные документа, удостоверяющего личность заявителя;

номер телефона и адрес электронной почты (если имеется) заявителя;

идентификационный номер налогоплательщика заявителя;

согласие заявителя на обработку его персональных данных;

дата составления заявления;

подпись заявителя.

б) копии документов, подтверждающих соответствие критериям аттестации экспертов, предусмотренным пунктом 4 настоящих Правил.

4. Критерии аттестации устанавливаются МЧС России и должны содержать требования к образованию, стажу работы, наличию знаний и навыков в области обеспечения пожарной безопасности, в том числе к наличию специальных профессиональных навыков и знаний законодательства Российской Федерации в сфере оценки пожарного риска.

5. Заявление об аттестации и прилагаемые к нему копии документов представляются заявителем непосредственно или направляются в территориальный орган МЧС России заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в виде электронного документа, подписанного простой электронной подписью, через информационно-телекоммуникационные сети общего доступа, включая информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» (далее — сеть «Интернет»), в том числе посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее — Единый портал).

6. В случае несоблюдения заявителем установленной формы заявления об аттестации или непредставления копий документов, предусмотренных пунктом 4 настоящих Правил, территориальный орган МЧС России в течение 5 рабочих дней со дня поступления указанных документов и заявления возвращает их без рассмотрения заявителю посредством заказного почтового отправления с уведомлением о вручении либо в виде электронного документа, подписанного простой электронной подписью, через информационно-телекоммуникационные сети общего доступа, включая сеть «Интернет», в том числе посредством Единого портала.

7. Проверка соответствия заявителя критериям аттестации осуществляется путем проверки представленных документов и сведений, и проведения квалификационного экзамена.

8. Территориальный орган МЧС России проводит проверку представленных заявителем документов и сведений в срок, не превышающий 20 рабочих дней со дня поступления заявления об аттестации.

9. По результатам проверки представленных заявителем документов и сведений территориальный орган МЧС России принимает одно из следующих решений:

а) об отказе в аттестации заявителя — в случае несоответствия представленных заявителем документов требованиям пункта 3 настоящих Правил и (или) несоответствия заявителя критериям аттестации;

б) о допуске заявителя к проведению квалификационного экзамена.

10. Территориальный орган МЧС России уведомляет заявителя о принятом решении, указанном в пункте 9 настоящих Правил, в течение 5 рабочих дней со дня принятия такого решения посредством заказного почтового отправления с уведомлением о вручении либо в виде электронного документа, подписанного простой электронной подписью, через информационно-телекоммуникационные сети общего доступа, включая сеть «Интернет», в том числе посредством Единого портала.

11. Дата проведения квалификационного экзамена устанавливается не позднее 3 месяцев со дня получения заявления об аттестации.

Заявитель в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления о месте, дате и времени проведения квалификационного экзамена вправе направить в территориальный орган МЧС России заявление об изменении даты и времени проведения квалификационного экзамена, но не более одного раза в рамках процедуры его аттестации.

12. Квалификационный экзамен проводится аттестационной комиссией создаваемой территориальным органом МЧС России и действующей на основании положения, утверждаемого МЧС России.

Порядок проведения квалификационного экзамена и состав аттестационной комиссии определяются МЧС России.

Допускается включать в состав аттестационной комиссии представителей общественных организаций, работающих в сфере обеспечения пожарной безопасности.

13. Заявитель должен в установленное время явиться на квалификационный экзамен, имея с собой документ, удостоверяющий личность.

14. Результаты квалификационных экзаменов и решение по их результатам оформляются протоколом аттестационной комиссии.

15. На основании протокола аттестационной комиссии территориальный орган МЧС России принимает одно из следующих решений:

а) об аттестации заявителя, если по результатам квалификационного экзамена принято решение о его соответствии критериям аттестации;

б) об отказе в аттестации заявителя, если по результатам квалификационного экзамена принято решение о его несоответствии критериям аттестации либо если заявитель на квалификационный экзамен не явился.

16. Решение об аттестации заявителя или отказе в его аттестации оформляется приказом территориального органа МЧС России. Копия соответствующего приказа (или выписки из него) в течение 10 рабочих дней со дня принятия такого решения направляется (вручается) заявителю посредством заказного почтового отправления с уведомлением о вручении либо в виде электронного документа, подписанного простой электронной подписью, через информационно-телекоммуникационные сети общего доступа, включая сеть «Интернет», в том числе посредством Единого портала.

17. В течение 15 рабочих дней со дня принятия решения об аттестации МЧС России вносит сведения об аттестации эксперта в реестр экспертов в области оценки пожарного риска (далее – реестр экспертов).

Правила формирования и ведения реестра экспертов утверждаются МЧС России.

Реестр экспертов размещается на официальном сайте в сети «Интернет» МЧС России.

Сведения, содержащиеся в реестре, являются открытыми для ознакомления с ними органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, за исключением сведений, относящихся к информации, доступ к которой ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации.

18. Решения и действия (бездействие) территориальных органов МЧС России и их должностных лиц могут быть обжалованы в судебном порядке, а также в досудебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации об организации предоставления государственных и муниципальных услуг.

19. Эксперты подлежат переаттестации территориальными органами МЧС России каждые 5 лет в порядке, установленном пунктами 317 настоящих Правил.

III. Порядок прекращения действия аттестации эксперта

20. Аттестация эксперта подлежит прекращению в следующих случаях:

а) поступление в территориальный орган МЧС России заявления эксперта об отказе от продолжения деятельности в качестве эксперта в период действия аттестации, которое составляется в свободной форме и направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в виде электронного документа, подписанного простой электронной подписью, через информационно-телекоммуникационные сети общего доступа, включая сеть «Интернет», в том числе посредством Единого портала;

б) поступление в территориальный орган МЧС России сведений о смерти эксперта;

в) установление территориальным органом МЧС России факта недостоверности или необъективности результатов деятельности эксперта;

г) установление территориальным органом МЧС России факта нарушения экспертом Правил оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2009 № 304;

д) вступление в законную силу решения о назначении в отношении эксперта административного наказания за подготовку заведомо ложного заключения о независимой оценке пожарного риска (аудите пожарной безопасности);

е) установление территориальным органом МЧС России факта предоставления заявителем для прохождения аттестации подложных документов или заведомо ложных сведений;

ж) непрохождение экспертом переаттестации в установленный срок в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил.

21. Решение о прекращении действия аттестации эксперта и об исключении сведений об аттестации эксперта из реестра экспертов принимается территориальным органом МЧС России на основании заключения комиссии по рассмотрению вопроса о прекращении действия аттестации эксперта, создаваемой территориальным органом МЧС России и действующей на основании положения, утверждаемого Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Состав комиссии по рассмотрению вопроса о прекращении действия аттестации эксперта определяется МЧС России.

22. Копия приказа о прекращении действия аттестации эксперта и об исключении сведений об аттестации эксперта из реестра экспертов (или выписки из него) в течение 10 рабочих дней со дня принятия решения, предусмотренного пунктом 21 настоящих Правил, направляется (вручается) физическому лицу, в отношении которого оно принято (за исключением случая, предусмотренного подпунктом «б» пункта 20 настоящих Правил), посредством заказного почтового отправления с уведомлением о вручении либо в виде электронного документа, подписанного простой электронной подписью, через информационно-телекоммуникационные сети общего доступа, включая сеть «Интернет», в том числе посредством Единого портала.

Исключение сведений об аттестации эксперта из реестра экспертов осуществляется МЧС России в течение 15 рабочих дней со дня принятия соответствующего решения.

23. Эксперт, в отношении которого территориальным органом МЧС России принято решение о прекращении действия аттестации по основаниям, предусмотренным подпунктами «в» — «ж» пункта 20 настоящих Правил, вправе подать заявление об аттестации не ранее чем по истечении одного года со дня принятия такого решения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

об оценке регулирующего воздействия на проект постановления
Правительства Российской Федерации «Об аттестации экспертов в области
оценки пожарного риска»

Министерство экономического развития Российской Федерации
в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации
от 17 декабря 2012 г. № 1318 (далее – Правила), рассмотрело поступивший
от МЧС России (далее – разработчик) проект постановления Правительства Российской Федерации «Об аттестации экспертов в области оценки пожарного риска» (далее соответственно – проект акта, Правила аттестации) и сообщает следующее.

Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения повторно.

Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: regulation.gov.ru (ID проекта: 02/07/07-17/00068454).

Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия (далее – сводный отчет)
в срок с 8 по 28 августа 2017 года.

Степень регулирующего воздействия положений, содержащихся
в подготовленном проекте акта, в соответствии с пунктом 6 Правил определена разработчиком как средняя.

Основанием для разработки проекта акта является Федеральный закон
от 28 мая 2017 г. № 100-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон
«О пожарной безопасности» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с пунктами 1.4 и 3.1 сводного отчета при описании проблемы и негативного эффекта, возникающего в связи с наличием данной проблемы,
на решение которой направлено принятие представленного проектом акта регулирования, разработчиком указывается на то, что на сегодняшний день отсутствует нормативный правовой документ, регламентирующий порядок аттестации экспертов в области независимой оценки пожарного риска на предмет наличия специальных знаний и опыта работы в области пожарной безопасности, необходимых для проведения данной деятельности.

Таким образом, согласно пункту 1.6 сводного отчета проект акта разработан
в целях установления порядка подтверждения наличия у претендентов (физических лиц) специальных знаний и опыта работы в области пожарной безопасности, необходимых для проведения оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности).

По результатам рассмотрения проекта акта и сводного отчета установлено, что при подготовке проекта акта процедуры, предусмотренные пунктами 9 – 23 Правил, разработчиком соблюдены.

Также следует отметить, что редакция проекта акта, представленная письмом
МЧС России от 29 января 2018 г. № 43-1052-19 взамен представленной ранее письмом МЧС России от 11 января 2018 г. № 43-241-19, существенно доработана разработчиком по итогам рабочей встречи с представителями Минэкономразвития России, состоявшейся 24 января 2018 года, в части, например, таких требований
и положений, как:

— установление порядка этапов проведения аттестации экспертов, предусмотренного пунктом 5 Правил аттестации;

— определение перечня документов, подтверждающих факт соответствия претендентов (физических лиц) требованиям, предъявляемым к физическим лицам, претендующим на прохождение аттестации, установленным в пункте 4 Правил аттестации;

— сокращение сроков рассмотрения документов, представленных заявителями, территориальными органами МЧС России, предусмотренных пунктом 8 Правил аттестации, а также сокращение сроков внесения сведений об аттестации эксперта в реестр в области оценки пожарного риска, предусмотренных пунктом 19 Правил аттестации;

— требования к проведению квалификационного экзамена, а именно к форме аттестации экспертов (тестирования), а также перечню вопросов, предлагаемых
на квалификационном экзамене для подготовки претендентов к аттестации, предусмотренные пунктом 15 Правил аттестации;

— установление наступления момента аттестации эксперта, когда эксперт считается аттестованным и может приступать к своим обязанностям, предусмотренного пунктом 18 Правил аттестации;

— определение в качестве доказательства удостоверения личности в качестве эксперта (квалификационного удостоверения эксперта), а также определение основания внесения изменений в квалификационное удостоверение эксперта;

— установление оснований прекращения действия аттестации эксперта (квалификационного удостоверения), предусмотренных пунктом 24 Правил аттестации.

На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта
с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделан вывод о достаточном обосновании решения проблемы предложенным способом регулирования.

В проекте акта положения, которые вводят избыточные административные
и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствуют их введению, а также способствуют возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствуют возникновению необоснованных расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, не выявлены.

Дополнительно Минэкономразвития России отмечает необходимость разработки административного регламента оказания государственной услуги
по аттестации экспертов в области оценки пожарного риска, учитывая, что процедура аттестации эксперта является государственной услугой. Также следует отметить необходимость внесения в положение о территориальных органах
МЧС России норм о наделении их положениями по проведению аттестации экспертов и выдачи соответствующих квалификационных удостоверений, а также
в положение о центральном аппарате МЧС России норм в части наделения
МЧС России положениями о ведении реестра экспертов в области оценки пожарного риска.

С.В. Шипов

 

This entry was posted in Без рубрики. Bookmark the permalink.

Comments are closed.